Философия права для юриста

Философия права для юриста


Образование: Институт юстиции Уральской государственной юридической академии (в настоящее время — Уральский государственный юридический университет), аспирантура Уральской государственной юридической академии. Лекционные курсы: гражданский процесс, арбитражный процесс, исполнительное производство, административное судопроизводство (автор рабочей программы дисциплины, рейтинг плана и др.), особенности производства по отдельным категориям гражданских дел, правовое регулирование медиации, актуальные проблемы цивилистического процесса (спецкурс на магистратуре). Сфера научных интересов: проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов в современном праве, право собственности и ограниченные вещные права, гражданско-правовая ответственность во внедоговорных обязательствах, защита личных неимущестенных прав и нематериальных благ. Общественная деятельность: Судья третейского суда Уральского отделения автономной некоммерческой организации «Независимая арбитражная палата».

Методология науки и правоведения


Спекуляции – рассуждения, не требующие обращения к практике; для спекулятивного познания нет необходимости в эксперименте, опытной проверке результатов мыслительной деятельности (в этом смысле спекулятивна математика, логика, философия). Спекуляции – рассуждения, основанные не на опыте, а на «чистом размышлении», умозрении, т.е. продукт внутренней интеллектуальной деятельности рассудка. Философия права на значительном историческом отрезке своей эволюции (до проекта О. Конта)

Рабочая лекция


Первоначально термин «философия права» введен в юридической науке известным немецким юристом Гуго Гроцием. Философия права –
«метафизика возможности (цензура и апологетика) позитивного права по принципам чистого разума»
. «Философия права» Г.Гегеля (1820 г.) Философия права – это философская дисциплина, « подлинная наука о праве, имеющая своим предметом идею права, понятие права и его осуществление». Определение ее предмета предполагает выяснения соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволяет вскрыть общность и различие, их назначения и роли в познании права. Философия права связана с философией, является как бы ее ответвлением, но отличается от философии тем, что проникая в специфику познания правовых явлений и процессов использует не только всеобщие законы и категории диалектики, но и общенаучные и частнонаучные методы. Философия права органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из ее направлений, она отличается от них тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой развивающегося права. Лигитимирующая проявляется в способности философии права оценивать политико-правовые институты как «пригодные» и «непригодные» для человеческого существования. Метод критической рефлексии, отличающий философское знание от юридического, где размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления. Подход к праву с точки зрения философии ценностей, основанный на феноменологической теории ценностей (М.Шелер, Н.Гартман), реализован в работах латиноамериканских философов(Э.Гарсиа-Мейнеза, К.Кассио). Философия права выступает в качестве фундаментального основания любого правового исследования.

Государство и право: история и социология, политика и философия


Автор весьма убедительно показывает процесс эволюции римского частного права, обосновывает необходимость и целесообразность его последующего использования в законодательстве многих, в том числе и современных государств и тем самым — значение его изучения будущими юристами Не могут наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах на момент открытия наследства, а также родители и совершеннолетние дети, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, если это обстоятельство подтверждено в судебном порядке.

Современные вопросы философии права


В настоящей статье автором рассматриваются фундаментальные проблемы права, связанные с равенством, справедливостью и свободой. Автор обосновывает, что философия и право, как формы общественного сознания, выполняют важные, тесно взаимосвязанные между собой функции осмысления социального бытия. В статье автором отмечено, что среди других форм общественного сознания право является одним из сложных объектов познания, так как право связано с такими формами общественного сознания как философия, мораль, религия, политика.

Гегель Георг


Пер. с нем. Ред. и сост. Д. А. Коримов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. — М. Мысль, 1990. — 524 [2] с. (Философское наследие).

ISBN 5-244-00384-4 «Философия права» Гегеля — одно из выдающихся произведений во всей социальной и политико-правовой мысли. Оно является итогом систематически разработанного Гегелем философского учения о личности, обществе, государстве, праве и морали.

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома «Юриспруденция и философия права» (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против «метаюридических» принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право. Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта.

Персональный сайт Aлексея Ивакина


Наличие противоречий внутри теоретических концепций и между ними – дело обычное. Только вот что с ними делать? Может быть, оставить их в покое и лишь тщательно и, по возможности непредвзято описывать и классифицировать? Однако поступать таким образом, ссылаясь при этом на важность соблюдения принципов плюрализма и толерантности, можно было бы только в том случае, если бы эти противоречия не носили логического характера.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений. Хотя термин «философия права» появился в литературе довольно поздно (в 18 в.), сами философско-правовые исследования имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих софистов 5–4 вв.

Зачем юристу философия?


— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить.

Філософія права в системі філософії і юриспруденції . За своїм статусом філософія права являє собою комплексну. суміжну дисципліну. що знаходиться на стику філософії і юриспруденції. Дана обставина вимагає чіткого визначення її місця і ролі в системі філософії і правознавства. Перший шлях виходу на філософсько-правову проблематику ( філософський підхід до права) зв’язаний з поширенням тієї чи іншої філософської концепції на сферу права.

В статье аргументируется тезис о том, что проблема деления права на частное и публичное имеет конкретные историко-культурные основания и связана с процессом эволюции романо-германского юридического семейства. Автор утверждает, что теоретические основания данного деления следует искать в особенностях генезиса частноправовых и публично-правовых норм, а также в специфике объекта частноправового и публично-правового регулирования. Исследование посвящено раскрытию историко­культурных, доктринальных и методологических особенностей английской правовой системы.

Евразийский юридический портал


СУЛЕЙМАНОВ Артур Рамилевич кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета. Пути эволюции национальной идеи России неисповедимы. Сам замысел системогенеза кроется в онтологическом «возрождении» интеграционной идеи, которая строится на принципах будущего, стремится запечатлеть судьбы народов и государств в общемировой истории.

Так было с системообразующей идеей православия в имперский период, строительством коммунизма в СССР.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!


Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась — сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии).